Научно-исследовательская деятельность кафедры "Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания"


НАУЧНАЯ ШКОЛА

В 1999 году на кафедре была образована научная школа «Теория и методология маркетингового управления социальными и экономическими системами», основателем которой является доктор экономических наук, профессор Семеркова Любовь Николаевна.

С 1999 г. при кафедре действует аспирантура, а с 2009 года - докторантура по специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (область исследований: маркетинг)». Аспиранты, докторанты и соискатели ученой степени, обучающиеся на кафедре, защищаются в диссертационных советах по экономическим наукам.

В настоящее время коллектив кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» развивает следующие основные направления научно-исследовательской деятельности:

  • Теоретические и методологические аспекты маркетингового управления процессом проектирования туристического продукта
  • Исследование и оценка рекреационного потенциала территорий
  • Теория и методология маркетингового управления развитием сферы туризма и гостеприимства в регионе
  • Оценка эффективности маркетингового управления бизнесом

В рамках научной школы защищено более 26 кандидатских и 4 докторских диссертации. Ведущие преподаватели кафедры выступают оппонентами на защитах диссертаций на соискание ученых степеней, дают отзывы на авторефераты кандидатских и докторских диссертаций.

Основные результаты деятельности научной школы «Теория и методология маркетингового управления социальными и экономическими системами»:

  1. Анализ состояния маркетинговой деятельности на предприятиях Пензенской области (исследование выполнено в рамках госбюджетной НИР, 1999 – 2010 гг).
  2. Оценка целесообразности коммерциализации научно-технической деятельности (исследование выполнено в рамках реализации программы ФЦНТП Роснаука «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», 2005 год).
  3. Исследование инновационной активности предприятий г. Пензы (исследование выполнено в рамках госбюджетной НИР, 2001-2002, 2006 гг.).
  4. Профориентационные исследования рынка труда г. Кузнецка (по заказу ФЦЗН г. Кузнецка, 2007 год).
  5. Анализ конкурентоспособности торговых точек (по заказам предприятий торговли г.Пензы, 2007-2008 гг.).
  6. Исследование состояния и перспектив развития регионального рынка турбаз и других объектов рекреации Пензенской области (в рамках подготовки диссертаций, 2012 год).
  7. Исследование потенциала взаимодействия предприятий научной и инновационной сферы (в рамках подготовки диссертаций, 2012 – 2014 гг.).
  8. Анализ состояния конкурентной среды и рынка туристских услуг г .Пензы с целью выявления туристских фирм, работающих в направлении внутреннего туризма и предлагающих инновационные турпродукты (в рамках подготовки диссертаций, 2013 год).
  9. Анализ развития сферы туризма Пензенской области (в рамках подготовки диссертаций, 2015-2018 гг.)
  10. Концепция историко-культурного комплекса "Долина древней мордвы" в с.Ражки Нижнеломовского района Пензенской области (по заказу Управления культуры и архива Пензенской области, 2015 год)
  11. Разработка проекта стратегии развития туризма в Пензенской области на период до 2015 года (по заказу Министерства культуры и туризма Пезенской области, 2019 - 2020 гг.)

ГОСБЮДЖЕТНАЯ НИР, РЕАЛИЗУЕМАЯ НА КАФЕДРЕ

В 2010-2015 гг. определенная часть научных исследований кафедры велась в рамках госбюджетной НИР «Исследование привлекательности туристских объектов Пензенской области для зарубежных туристов». Объекты исследования – туристские ресурсы Пензенской области, которые могут быть привлекательны как для внутреннего и въездного туризма, так и для государственных и частных инвестиций. Цель работы – разработка методов анализа туристского потенциала и создание технологий продвижения туристских объектов.

Основные результаты научно-исследовательской деятельности кафедры в рамках госбюджетной НИР:

  1. Разработка туристского паспорта Пензенской области (по заказу Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму, 2007 год).
  2. Исследование туристского потенциала Пензенской области (по заказу Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму, 2008 год).
  3. Исследование инвестиционных возможностей Пензенской области в сфере туризма (по заказу Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму, 2011 год).
  4. Проект туристического комплекса круглогодичного действия в Никольском районе Пензенской области (выполнен по заказу ОАО "Областной агропромышленный холдинг", 2011 год)
  5. База данных туристических объектов Пензенской области (Свидетельство о государственной регистрации №2012621206. Зарегистрировано в реестре баз данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности 23 ноября 2012 г.)
  6. Проект Центра туристского сервиса "Insertum" (проект реализуется с 2013 года)
  7. Разработка «Дорожной карты» развития внутреннего и въездного туризма в Пензенской области на 2015-2020 годы (по заказу Управления культуры и архива Пензенской области, 2014 год)
  8. Проект детского санатория в городе Пенза (по заказу ООО санаторий "Хопровские зори", 2014 г.)
  9. База данных туристских маршрутов (Свидетельство о государственной регистрации №2015620701. Зарегистрировано в реестре баз данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности 29 апреля 2015 г.)
  10. Маркетинговое исследование спроса и предложения на туристском рынке Пензенской области (исследование выполнено в рамках госбюджетной НИР, 2008 год, 2015 год).

ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И МОБИЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ

В рамках научной школы и выполнения госбюджетной НИР кафедра «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Пензенского государственного университета организует и проводит следующие конференции (с публикацией сборников материалов):

Кроме того, члены коллектива научной школы кафедры принимают участие в ежегодной конференции преподавателей и студентов, проводимой в Пензенском государственном университете. Сотрудники кафедры принимают активное участие в работе других всероссийских и международных конференций г. Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, других городов РФ и зарубежных стран.

За 2010-2019 гг. преподавателями кафедры было подготовлено и издано порядка 20 монографий, более 100 научных статей в изданиях базы данных РИНЦ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК и WoS.

Наиболее значимые научные работы:

  1. Маркетинг взаимодействия: инструментарий и практика: моногр. / В. А. Белякова, Е. В. Балахонова, Е. М. Бижанова, Е. В. Бурлюкина, С. В. Латынова. – Пенза : Изд-во ПГУ. 2010. – 236 с.
  2. Белякова, В. А. Маркетинговый подход к управлению конкурентоспособностью российских предприятий в постиндустриальный период развития : моногр. / В. А. Белякова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. – С. 250
  3. Белякова, В. А. Методологические аспекты управления конкурентоспособностью бизнес-систем: моногр. / В. А. Белякова ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. А. Баронина, Л. Н. Семерковой.– Пенза : Изд-во ПГУАС, 2013. – 252 с.
  4. Семеркова, Л. Н., Есина, Л. Б., Уткина, Н. В., Латынова, С. В. Потенциал и перспективы развития туризма в Пензенской области : моногр. / - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - 182 с.
  5. Шерстобитова, Т.И. Стратегии управления отношениями субъектов инновационной сети: монография - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2014 -202 с.

Результаты научных исследований используются в учебном процессе при разработке новых курсов лекций, практических и лабораторных занятий, учебных планов, рабочих программ подготовки бакалавров и магистров по образовательным направлениям, реализуемым кафедрой.

Для развития и актуализации научно-исследовательской деятельности кафедра «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Пензенского государственного университета тесно сотрудничает с другими российскими экономическими школами. Наиболее активно - с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ, г.Москва), Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом (СПбГЭУ, г.Санкт-Петербург), Самарским государственным экономическим университетом (СГЭУ, г. Самара).


БАЗА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Научно-исследовательская и инновационная деятельность кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» обеспечена аудиториями, наличием необходимой офисной техникой и программного обеспечения, а также доступом к базам данных, информационно-справочным и поисковым системам, интернет-ресурсам. 

Дата создания: 15.05.2012 15:36
Дата обновления: 27.10.2019 11:51